Статьи про OKR

Управление по целям, достижение целей в организации: 9 отличий MBO и OKR

Что такое OKR и MBO

MBO (Management by Objectives, управление по целям) – это процесс согласования целей внутри организации таким образом, что руководство компании и сотрудники разделяют цели и понимают, что они означают для организации. Был введен Питером Друкером в 1954 году. Подход популярен в крупных компаниях.

OKR (Objectives and Key Results, цели и ключевые результаты) — это способ ставить и достигать стратегические цели с максимальным вовлечением сотрудников. Был изобретен в 1978 году Эндрю Гроувом в Intel, стал популярным благодаря Google.

Сравним по 9 аспектам два подхода

Аспект MBO OKR
Ритм постановки и оценки
Постановка MBO обычно происходит в рамках встречи руководителя и сотрудника, где фиксируются договоренности. Такая встреча чаще всего происходит раз в год.

OKR команд и подразделений чаще всего ставятся на квартал (см. Исследование OKR в России). OKR всей компании обычно годовые.
Частота проверки прогресса и цель проверки
Частота проверки: 1 раз в квартал. В МВО выделяют 3 типа контроля: контроль понимания, что надо сделать, контроль в процессе и контроль по завершении. Все эти типы контроля направлены на сроки завершения и выполнение объема работ.

В OKR проводится частое регулярное прогресс-собрание / чекин (рекомендуется раз в 1-2 недели) для того, чтобы продемонстрировать результаты работ, увидеть динамику изменения метрик, получить обратную связь и обсудить блокеры и дальнейший план работ.
Прозрачность
Личный план и показатели результативности обычно видны сотруднику и его руководителю.

OKR априори доступны для всех в компании – прозрачность обеспечивает ценность каждого, и каждый ощущает свою работу значимой, потому что наглядно видит, какой результат она приносит.
Привязка к компенсации
Основной целью MBO является определение размера вознаграждения сотрудников на основе их годовой работы. Основное внимание всегда уделяется индивидуальному вкладу. Иногда это приводит к усилиям, направленным в противоположные стороны.

OKR — это инструмент фокусировки и координации для улучшения сервиса или продукта, а не оценки персонала. Разделение OKR и вознаграждения/повышения является очень важным для постановки амбициозных целей. Очень сложно ставить смелые цели, если держать в голове, что из премии нужно будет оплатить ребенку учебу. Сотрудники должны быть уверены, что не потеряют свои деньги, если поставят чересчур амбициозную цель.
Критерии успеха (прорыв)
В МВО можно определить минимально достаточную планку, выше которой идут редко. А ввиду того, что MBO обычно ставят индивидуально, в команде может возникнуть рассинхронизация.

Если мы ставим перед собой амбициозные цели, то 60-70% их достижения уже будет более "крутым" результатом, нежели минимальная планка, так как люди интуитивно стремятся всегда достигнуть 100%. Команда вместе работает над прорывными целями, которые максимально ориентированы на стратегию компании.
Каскадирование
Строго сверху вниз. Цели и задачи идут от руководителя. В крайнем варианте это переходит в режим советской поговорки: "Я начальник – ты дурак, ты начальник – я дурак".

Часть целей, ключевых результатов и инициатив могут подниматься от исполнителей. Рекомендуется баланс 60% снизу и 40% сверху, но для каждой компании и департамента баланс может быть своим в зависимости от культуры руководителя. Такой подход называется W-модель, когда два встречных потока генерации целей уравновешиваются.
Кросс-функциональность
В MBO у каждого отдела свой набор целей, KPI, список задач, приоритеты управляются функциональным руководителем.

Суперсила OKR в кросс-функциональных OKR. Члены команды вокруг цели могут быть собраны из разных подразделений. Люди выделяются для достижения стратегической цели. У цели появляется владелец, который драйвит кросс-функциональное взаимодействие и выстраивает общие приоритеты.
Формат постановки целей и их количество
Цель в MBO должна соответствовать SMART-критериям. Количество целей не ограничивается. В цели могут быть и метрики, и проекты.

Цели ограничиваются количеством от 1 до 3. Это необходимо, так как для прорыва важна фокусировка. Количество ключевых результатов у одной цели может быть от 2 до 5. Ключевые результаты НЕ должны быть задачами или проектами, а метриками, из которых понятна ценность для клиента или бизнеса.
Наличие персональных целей
Целеполагание доходит до каждого сотрудника.

Персональные OKR для линейных специалистов считаются анти-паттерном. В таком случае количество целей разрастается кратно, становится сложно их согласовать между собой. При каскадировании OKR рекомендуется останавливаться на уровне команд или даже подразделений.
Резюмируя, можно сказать, что обе методики могут быть крайне эффективными для достижения целей, но они применяются в разных ситуациях.

  • Если вам необходимо достичь стабильного результата там, где область неопределенности не высока (вы знаете, что и как делать, и уже делали это не раз), то можно использовать MBO. Но при этом не ждите сверхдостижений.
  • Если же область неопределенности высока и нужны кросс-функциональные усилия для достижения результата, обратите внимание на OKR.

Приходите на курс Запуск OKR, чтобы попробовать на практике современные методы целеполагания и достижения амбициозных результатов. На нем вы сможете составить план внедрения под свою компанию и узнаете про типовые "засады", чтобы избежать их в своем опыте.

Авторы: Константин Хохрин, Егор Ткачев